В условиях современного производства мы стремимся максимально эффективно использовать имеющееся у нас оборудование при минимальных расходах на его содержание и ремонт. Как следствие это приводит к тому, что высокоэффективные, экономичные насосы обладают высокой начальной стоимостью и их простой для обслуживания и ремонта необходимо минимизировать. И тут необходимо определиться, как именно оно будет обслуживаться, какую стратегию стоит применить?
Рассмотрим, какие стратегии вообще выделяют применительно к организации технического обслуживания и ремонтов насосов:
- Стратегия ремонтов после отказа (пассивная)
Классическое «от поломки до поломки» в данном случае можно рассматривать только для малозначимого, некритичного для непрерывности производства и недорого оборудования, выход которого из строя не представляет опасность для окружающей среды, здоровья и жизни человека. В противном случае стоимость ремонта и убытки от простоя будут несопоставимы по величине затрат на другие типы стратегий ТОиР. К достоинствам можно отнести минимальные затраты на проведение технического обслуживания. Существенным недостатком же является отсутствие прогноза состояния насосов и непредсказуемость отказов, что может повлечь за собой существенные расходы на их устранение. - Стратегия планово-предупредительных ремонтов (активная)
Надежное «как в авиации». Но и дорогое. ТО и замена деталей производится по установленным срокам, в независимости от реального состояния насосов. Это должно предотвратить поломки оборудования в следствие выхода из строя износившихся деталей, но не предотвращает ошибок монтажа. Преимуществом данной стратегии будет существенное повышение безотказности работы агрегатов. Недостаток – большие расходы на обслуживание и ремонт, зачастую по сроку меняются детали с большим остаточным ресурсом. - Стратегия ремонтов по состоянию (пассивная)
Современное «то, что надо». Не дешево, но оптимально для большинства случаев. Ремонт насосов производится по результатам мониторинга и диагностики их состояния. Это позволяет снизить затраты на ремонт, обеспечить безаварийную работу оборудования, прогнозировать сроки и объемы необходимых работ. Преимуществом данной стратегии является то, что ремонт производится в оптимальные сроки и необходимом объеме, к недостаткам стоит отнести возможность появления быстроразвивающихся дефектов, которые могут поставить под угрозу нормальное протекание производственных процессов, вплоть до остановки, а также, возможны несколько одновременных отказов, для параллельного устранения которых не хватит возможностей ремонтной службы. - Проактивная стратегия ТОиР.
Можно назвать симбиозом стратегий планово-предупредительных и ремонта по состоянию, но не только. Дополнительно проводятся работы по снижению скорости развития или полному устранению выявленных дефектов, ремонт производится до того, как выявленный дефект начинает оказывать негативное влияние на состояние других узлов. Это положительно сказывается на сроках службы агрегатов, исключает вторичные поломки, вызванные проявившимся дефектом. Снижается количество отказов и затраты на проведение ТОиР. Требует высокого уровня производства и культуры труда.
Пассивные стратегии подразумевают под собой реакцию на события – отказ, либо существующий износ по факту самого события, активные же предполагают предупреждение этих событий – как превентивной заменой, так и внесением изменения в условия работы насосов, устранения отклонений и неисправностей.
Конечно, это очень приближенная и упрощенная характеристика стратегий, не описывающая всех преимуществ, недостатков и особенностей. Так какую стратегию выбрать? Чтобы принять такое решение, необходимо соотнести критичность работоспособности оборудования к затратам на его обслуживание, ведь даже в пределах одного производственного процесса, не говоря об предприятии в целом могут использоваться разные стратегии.